Все статьи :  Архитектура и дизайн  : Загородный дом

Загородный дом - что строили в 2012 году? (аналитический обзор) 

В конце прошлого года наши корреспонденты провели ряд консультаций со строителями и архитекторами загородных домов, с тем чтобы выяснить, какие проекты оказались наиболее востребованными в 2012 году. В качестве критериев выбора были выделены площадь дома, этажность, стоимость, архитектурные особенности, стеновой материал, инженерное обеспечение, энергосберегающие характеристики, экологичность постройки и т. д. Результат этих бесед и представлен в статье.


Кризис среднего сегмента

Предпочтения при выборе загородного жилья говорят о многом. Если человек, допустим, останавливает выбор на доме небольшого метража, то, скорее всего, у него не хватает ресурсов. Напротив, если заказывается проект огромного особняка, то средств достаточно, так что и ландшафт, и интерьер, и инженерное обеспечение будут соответствующие. Какие же проекты загородных домов пользовались спросом в ушедшем году?

Сразу несколько консультантов обратили внимание на любопытную тенденцию: сокращение покупок проектов среднего метража. В докризисную эпоху дома площадью 250–450 кв. м, причем из самых разных стеновых материалов, оставались популярными у клиентов самых разных компаний. А тут обнаружился некий провал в этом сегменте: сейчас предпочитают заказывать либо сравнительно скромные постройки, либо уж совсем «нескромные».

Вот что сказал по этому поводу директор по развитию СК «Мера» Алексей Соколов: «У одной категории клиентов, как и раньше, нет недостатка в денежных средствах.

Такие, что вполне объяснимо, заказывают проекты домов большой площади — до 1000 кв. м и более. Другая категория клиентов, напротив, минимизирует проект по площади, ограничиваясь 160–180 кв. м. Вот эти две категории и составляют большинство заказчиков проектов, в то время как дома средней площади востребованы значительно меньше».

То же отметил и директор архитектурного бюро АСП Виктор Брызгалов: «Нынешнюю ситуацию можно назвать посткризисной, поскольку кризис очевидным образом повлиял на предпочтения заказчиков. Исходя из опыта нашего архитектурного бюро, можно сказать, что сейчас мало востребованы проекты домов среднего метража — 300–400 кв. м. Люди со сравнительно небольшим достатком активно заказывают проекты домов площадью 150–200 кв. м, состоятельные предпочитают строить дома 500–800 кв. м».

То есть, как мы видим, кризисные явления в экономике в целом отразились на предпочтениях клиентов при выборе проектов. Сильнее всего от кризиса пострадал средний класс, утратив в итоге былые возможности. Те, кто сохранил хоть какие-то накопления, стараются экономить везде, где только возможно; но определенная категория заказчиков, напротив, продолжают тратить деньги вопреки всем макроэкономическим катаклизмам.


Типовой или индивидуальный?

Стремление к экономии породило и такое явление, как повышенный спрос на типовые проекты, которые, как известно, обходятся дешевле индивидуальных архитектурных разработок. Но, как отметили консультанты, это вовсе не означает, что будущие домовладельцы хотят жить в безликих серийных постройках. Ведь так называемые типовые проекты (которые корректнее называть проектами повторного применения) продуманы в том числе и в эстетическом отношении. Кроме того, у заказчика всегда есть возможность усовершенствовать проект с учетом своих запросов и интересов.

Так, руководитель группы компаний «СТИНКОМ» Сергей Феденко отметил, что их клиенты стремятся активно участвовать в разработке проекта на всех стадиях. В совместной работе с проектировщиками они стараются максимально приблизить готовую разработку к «дому своей мечты». Подтверждает это и Виктор Брызгалов: «Совсем уж незамысловатые проекты заказывают редко. У наших клиентов уже воспитан определенный вкус, так что даже небольшая и недорогая постройка не обходится без элементов украшения, к примеру эркеров».

Подавляющее большинство заказанных проектов предусматривают два этажа в доме. Одноэтажные постройки заказывают очень редко, и это, как правило, индивидуальные разработки. При этом второй этаж стараются сделать мансардным, опять же, из соображений экономии.

Отдельная категория заказчиков — те, кто вообще не хочет приобретать проект, чтобы не ввязываться в многолетний (как водится) процесс строительства. Такие клиенты ищут на рынке готовый дом: уже построенный, с инженерией, в котором осталось разве что выполнить чистовую отделку. Именно об этой категории говорит заместитель генерального директора компании «ПетроМар Девелопмент» Дмитрий Дегтярев: «Они хотят приобрести дом, чтобы жить «здесь и сейчас». Предпочитают въехать в него после минимальных отделочных работ, и мы им такую возможность предоставляем. Ведь надо учитывать, что даже построенные по типовым проектам дома не получаются одинаковыми».

Немалую долю рынка готовых индивидуальных домов составляют панельно-каркасные. Что вполне объяснимо: такие дома производятся в заводских условиях, на поточных линиях, после чего перевозятся на стройплощадку и возводятся за считаные дни. Как показывает опыт компаний, которые производят и строят подобные дома, в прошлом году они были активно востребованы заказчиками. Впрочем, о предпочтениях технологий и стеновых материалов — в следующем разделе.


Все материалы востребованы

Говорить о каких-то общих и четких тенденциях сложно. Компании часто специализируются на одной-двух магистральных технологиях домостроения — отсюда и статистика востребованности того или иного проекта. Кто-то считает, допустим, что в прошлом году меньше заказывали домов из кирпича. Одновременно констатируется увеличение заказов проектов из газобетона, что укладывается в отмеченную выше тенденцию тотальной экономии, поскольку газобетон дешевле кирпича. В то же время у кирпича все равно остаются верные поклонники, и если дом капитальный, предназначен для постоянного проживания и возводится недалеко от города, то часто отдается предпочтение именно этому традиционному материалу.

Другие специалисты отмечают рост популярности клееного бруса и прочих деревянных стеновых материалов. И прежде всего компании, строящие индивидуальное жилье на удалении от города — как правило, это не дома для постоянного проживания, а комфортабельные дачи со всеми удобствами, часто в живописном природном окружении, где сам бог велел выбирать дерево. «Вполне естественно, — говорит Сергей Феденко, — что большинство наших заказчиков отдают должное качественным деревянным домам. В прошлом году 90% клиентов компании заказали проекты домов из деревянных стеновых материалов, и только 5% остановили свой выбор на каменных постройках, а 5% — на каркасных конструкциях. При этом 80% заказавших в ГК «СТИНКОМ» дома из дерева выбрали в качестве стенового материала производимый нами деревянный кирпич, а 20% предпочли клееный брус».

Таким образом, сейчас на рынке востребованы все стеновые материалы, в зависимости от запроса клиентов и специализации компании.


Инженерия, энергосбережение, экология

По наблюдениям строителей и проектировщиков, в прошлом году инженерное оборудование клиенты приобретали в основном проверенное и надежное. При возможности отопления газом чаще всего предпочтение отдавали импортному газовому оборудованию, но и в других случаях выбор делался в пользу чего-то апробированного и умеренного по стоимости. Очень дорогую или эксклюзивную инженерную технику вроде тепловых насосов в индивидуальных домах устанавливают редко.

Проект не всегда включает инженерию. Если в готовом проекте инженерное обеспечение не прорабатывается, то клиенты сами решают эту проблему, и проектировщиков в известность не ставят. Если же инженерная часть содержится в рабочей документации, то ее приобретают уже хотя бы по причине довольно низкой стоимости.

Некоторые клиенты большое внимание уделяют утеплению дома, в частности заказывают специальные финские утеплители, что значительно снижает тепловые потери через стены, устанавливают энергосберегающие стеклопакеты в оконные проемы. А экономия электроэнергии (особенно в больших домах) достигается за счет использования энергосберегающих электроприборов.

Естественно, что клиентов заботит и экологическая безопасность построенных домов. В первую очередь она обеспечивается применением натуральных и безвредных материалов. Проблема в том, что люди не всегда понимают, что для их здоровья опасно, а что безопасно. Вследствие недостатка информации чаще всего предпочтение отдается традиционным, проверенным десятилетиями материалам.

В качестве итога можно отметить общую тенденцию: более рациональный подход при выборе проекта индивидуального дома. Конечно, есть категория заказчиков, которые могут себе позволить любую экстравагантность. Но большинство принимают решение, взвесив и обдумав все, стараясь удовлетворить свои запросы без лишних затрат.

Николай Антонов, генеральный директор компании «ОСКО-ХАУС»:

Наша компания возводит дома по технологии фахверк, как правило, по индивидуальным проектам, разработанным с учетом потребностей заказчика и особенностей земельного участка. В большинстве случаев наши заказчики ориентированы на строительство больших домов, от 500 кв. м. Однако в последнее время мы начали застраивать коттеджный поселок с домами площадью от 165 до 335 кв. м. В рамках этого проекта максимально востребован тип предложения «дом под ключ». Судя по отзывам покупателей, они готовы приобретать дом, спроектированный профессиональным архитектором, с полной внутренней отделкой высочайшего качества, при этом избавляя себя от необходимости длительного общения с дизайнерами, проектировщиками, строителями и экономя время на строительство. А индивидуальность всегда можно создать с помощью мебели, предметов интерьера, штор и т. п. Экологичность беспокоит всех заказчиков, но комбинация «клееное дерево и стекло» ни у кого не вызывает сомнений по экологической чистоте. Само собой разумеется, при строительстве применяются энергосберегающие стеклопакеты, мощные «пироги» утепления кровли и другие современные технологии.

Опубликовано:
«Загородное обозрение» №2 / февраль'2013

Владимир МИХАЙЛОВ
29.01.2013

Строительство загородного дома - www.zagorod.spb.ru

Дата публикации 27.02.13



Добавить комментарий

Комментарии

(0)

Добавить комментарий

Имя*
E-mail: 
 Присылайте мне комментарии по этой статье
 Не показывать мой E-mail
Комментарий*

не менее 5 слов
Оценка: 
 (отлично)
 (хорошо)
 (средне)
 (плохо)
 (ужасно)
 (без оценки)
 (введите число, указанное на картинке*)
Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Правила размещения комментариев

Поля отмеченные значком * обязательны для заполнения.

Запрещено:

  1. Запрещены сообщения рекламного характера.
  2. Запрещены сообщения оскорбительного и нецензурного содержания.
  3. Запрещено использование тегов HTML и скриптов на языках JavaScript, VBScript.

Все сообщения просматриваются администратором и, в случае нарушения правил, удаляются без предупреждения и объяснения причин.


Все статьи:      «Архитектура и дизайн» (5) >> «Загородный дом» (1) >>


Смотри также: Каталог «Архитектура и дизайн» >>
Фотогалереи (1) >>
Статьи (5) >>
ГОСТы (86) >>
СНиПы (20) >>
Нормативные документы (1) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>

Рейтинг@Mail.ru
наверх